Канистерапия в астраханском центре «Коррекция и развитие»: от Чарлотты до Поэмы

Канистерапия в реабилитационном процессе особенных детей центра «Коррекция и развитие» применяется почти 10 лет. И первой собакой-реабилитологом была Чарлотта – добродушный лабрадор-ретривер с большим потенциалом и огромным желанием нести пользу особенным детям, воспитанница и любимица дефектолога центра Ирины Лукьяновой. Именно её идею использовать Чару (так любили называть её дети), в процессе реабилитации поддержало в 2011 году руководство центра.

В 2015 году Ириной Лукьяновой была разработана программа по канистерапии «Лапа в ладошке», рассчитанная для детей от пяти до двенадцати лет с задержкой психического развития, задержкой речевого развития, с эмоционально-волевыми нарушениями, с синдромом двигательной гиперактивности. С тех самых пор в центре начало эффективно развиваться это направление.

«Когда мы шли с ней по улице - люди оборачивались нам вслед - настолько она была красива и статна. Она прожила в нашей семье почти четырнадцать лет, понимала меня с полуслова, с полувзгляда. Восемь лет из своей короткой собачьей жизни она «проработала» с особыми детками. Дети с нетерпением ждали прихода Чары, она отдавала им свою любовь», - вспоминает Ирина Лукьянова.

В 2019 году программа «Лапа в ладошке» стала победителем Всероссийского конкурса, организованного Академией интеллектуального развития. В 2020 году стала призёром Всероссийского дистанционного педагогического конкурса «Лучшая педагогическая разработка. Материалы программы опубликованы в сетевом издании «Педжурнал» в категории «Образование детей с особыми образовательными потребностями.

Программа курса канистерапии сегодня, как и в самом начале, рассчитана на два этапа. Ее цель: содействие социально-психологической адаптации детей с нарушениями в развитии. Групповые или индивидуальные занятия с детьми проходят в игровой форме в виде сеансов из десяти занятий, потом три месяца перерыв. Для каждого ребёнка индивидуально подбираются упражнения и нагрузки, соответствующие его физическим возможностям и потребностям.

На первом этапе общение с собакой способствует развитию речи и познавательной активности, формированию первоначальных представлений о себе и о ближайшем социальном окружении. На втором этапе – это расширение словарного запаса детей, побуждение их речевой активности в общении с собакой, формирование навыков самообслуживания.

С этими задачами на протяжении многих лет с большим успехом справлялась Чарлотта. Сейчас в центре с особенными детьми продолжает заниматься её «коллега и напарник» – красавица голден-ретривер по кличке Поэма.